Общественно-политическое издание

Раздавленная букашка испортит карму?

24 марта 2018 05:00
2670.jpeg
Источник фото: planetaseminarov.ru

Слово "карма" за последнее десятилетие стало в некотором смысле модным. Но люди, которые им разбрасываются, порой имеют весьма расплывчатое представление о смысле этого понятия. Что подразумевают под кармой школы классического буддизма, как выглядит закон причинно-следственных связей, и действительно ли можно "испортить карму", раздавив букашку?

Следует сразу оговориться, что карма — понятие общее для нескольких религий. Свои представления о законах кармы существуют в индуизме, буддизме и некоторых гностических течениях. Мы будем говорить о карме и ее законах, с точки зрения основных школ буддизма.

В переводе с санскрита "карма" буквально означает "действие" или "содеянное". Буддизм же подразумевает под "кармой" намеренное действие, поступок, совершенный с определенным мотивом. Карма является основой причинно-следственного закона, согласно которому, все сделанное нами обязательно возвращается к нам же, определяя дальнейшую судьбу в этом или следующих рождениях. Но карма — это не возмездие или вознаграждение, а лишь совокупность всех действий, совершенных в каждой жизни, их общая энергия.

Совокупность накопленной кармы определяет необходимость следующего рождения, его место, время и новое воплощение умершего."В чем суть учения о карме? Вкратце ее можно изложить так: есть два вида действий — черная и белая карма, или же благая и неблагая карма, последствия которых после смерти последуют за нами подобно тени", — поясняет Е. С. Богдо-геген Ринпоче.

Учителя буддизма определяют карму прежде всего как намерение, благое или дурное. Карму определяют не только поступки, но даже мысль о каком-либо действии. Если у вас появилось мимолетное желание навредить живому существу — один этот порыв оставит в вашем уме кармический отпечаток. И пусть он не будет так силен, как отпечаток после реально совершенного зла, но его разрушительный импульс обязательно вернется к вам.

И напротив, добрая мысль или благое намерение сослужат вам хорошую службу, оставив положительный кармический отпечаток. Именно поэтому, давая учение, Будда советовал полностью укротить свой ум — то есть обрести контроль не только над своими поступками, но и над мыслями и эмоциями.

Карма накапливается, и ее последующее действие похоже на снежный ком. Обычному человеку трудно воровать или убивать. Но, совершив однажды преступление под влиянием гнева, страха или других омрачений, дальше он продолжает грабить и лишать жизни без зазрения совести. Избавиться от соответствующей кармы будет чрезвычайно трудно. Такой человек в течение нескольких последующих рождений может притягивать ситуации, в которых он будет вынужден идти на преступление, или, напротив, оказываться убитым или ограбленным так же, как он поступал с кем-то в прежних рождениях.

То же относится к иным способам причинения зла и боли окружающим. Если в вашей жизни повторяются похожие негативные ситуации — вероятно, это результат накопленной вами кармы. Очистить ее можно с помощью осознания, молитв и медитаций, а также практики благих дел и воздержания от неблагих. Осознание того, что происходящее с вами — результат ваших же действий, принятие на себя ответственности — первая ступень к очищению негативной кармы, без которой все остальные усилия будут бесполезны.

Эмоции играют существенную роль в формировании кармы. Вот что говорит о об этом Геше Джампо Тинлей, учитель школы Гелуг: "Когда возникают эмоции, основанные на себялюбии, то (негативное) намерение возникает само собой: "Только я один хочу счастья, а на других мне плевать". А когда другие испытывают даже небольшое счастье, у вас сразу же возникает мысль: "Почему они счастливее меня?" Тогда у вас порождается намерение, связанное с завистью.

Итак, если основой служит себялюбие, все эти негативные намерения, или мотивации, порождаются в нем сами собой. Они создают негативную карму, которая оставляет в сознании отпечатки и тем самым становится причиной ваших страданий".Когда основой поступка или намерения, напротив, служит забота и любовь к другим — то позитивная карма создается сама собой, объясняет Геше Джампо Тинлей.

Тем более, когда вы совершаете добрые поступки и говорите хорошие слова, вы создаете благую карму: "Когда ваша мотивация основана на заботе о других, вы непроизвольно думаете: "Всем этим живым существам так не хватает счастья! Пусть они будут счастливы!" Подобным пожеланием, пожеланием им счастья, вы создаете позитивную карму, и затем, когда вы совершаете действия тела и речи, эти действия также становятся позитивной кармой".

Что же происходит, если мы случайно причинили кому-то вред? А такое время от времени происходит с каждым. По мнению буддийских учителей, подобное действие не создает негативной кармы — ведь у вас не было намерения обидеть близкого или случайно раздавить насекомое. Тем не менее, практикующий буддист должен приложить все усилия для того, чтобы живые существа как можно реже гибли и страдали. Следите за своей речью, будьте осмотрительны в поступках и действиях.

Читайте также:

Почему русские становятся буддистами?

Будда как реальный человек

Буддизм не утверждает, что мир иллюзорен

Практикой Дхармы можно заниматься в быту

Практикующие буддизм не обязаны отказываться от мяса

Анна Орлова
Популярное