Общественно-политическое издание

Красный цвет — главный для человечества

04 апреля 2018 11:00
2747.jpeg

Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.

Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.

Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.

Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.

"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.

В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.

После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т. п.).

Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.

Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.

На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).

Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.

В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".

Белый же в европейской культуре считался цветом праздника, а также обновления, чистоты, невинности. Со времен королевы Виктории белый получил статус "главного" цвета свадьбы. В Индии и странах Юго-Восточной Азии, где исповедуют индуизм и буддизм, белый, напротив — цвет траура. Впрочем, и смерть там воспринимается не столь трагично, как в европейской культуре.

Читайте также:

Цвет отвечает буквально за все

Цвет: выражает, лечит, убивает

Цвет одежды влияет на судьбу

Как определить "свои" цвета в макияже и одежде?

Выбираем украшения по цветотипу внешности

Яна Савельева
Популярное