Общественно-политическое издание

Причудливые браки: замуж... на два часа?

25 мая 2018 11:00
2930.jpeg

"Самое ненавистное Аллаху из дозволенного — развод", — говорил пророк Мухаммед. Однако не все мусульмане придерживаются этого мнения. Кое-кто из них считает, что заключить брак, в прямом смысле этого слова, на считанные часы — нормальная практика. Эта "формальность" необходима для того, чтобы правоверный мог без зазрения совести вступить в интимные отношения с девушкой, с которой он не собирается жить долго и счастливо.

"Замуж надо сходить!" — такую фразу, сказанную уверенным тоном, порой можно услышать от девушек. Подразумевается, что следует получить заветный штамп в паспорте и расслабиться — "знак качества" поставлен, можно и разводиться. Главное — что ты там "была". Побывала.

Что бы сказали те девушки, если бы узнали об одном интересном мусульманском обычае, согласно которому, молодые особы не "ходят", а буквально "бегают" замуж — туда и обратно. Причем счет счастливой семейной жизни идет не на месяцы и даже не на недели, а на часы, максимум — дни. В начале этого года шиитский богослов и проповедник Ясир Яхья Абдулла аль-Хабиб, которого в свое время лишили кувейтского гражданства (он не сильно огорчился и перебрался на ПМЖ в столицу всех изгнанников мира, Лондон) опубликовал фетву, согласно которой, мусульманин имеет право вступать в так называемый "брак для удовольствия".

Иными словами, это крайне ограниченное по времени супружество, которого хватает только на то, чтобы молодые люди добрались до постели и насладились друг другом. После чего следует развод — желание удовлетворено, зачем дальше морочить головы и портить жизнь друг другу? Естественно, в первую очередь такая фетва подразумевает интересы мужчин, которые хотят и рыбку съесть, и косточкой не подавиться: и с девушкой развлечься, и Коран соблюсти.

Надо отметить, что шииты и сунниты очень по-разному смотрят на подобные "браки". В шиитской традиции подобное "супружество" признается, в суннитской — осуждается и считается прелюбодеянием. Учителя с обеих сторон приводят в поддержку своих воззрений цитаты из Корана. Естественно, существуют свои доводы и у аль-Хабиба.

"Если ты считаешь отвратительным "брак ради удовольствия" — пророк Аллаха не считал его таковым. Сунниты позднее запретили признавать его законным. Пророк Аллаха разрешил и утвердил "брак ради удовольствия". Но позднее возникшая традиция, приписанная суннитами Мухаммеду, запретила его, — утверждает проповедник. — Если бы учение о "браке ради удовольствия" Аллахом было бы отвергнуто, то Аллах и Его Пророк не разрешили бы его… Почему же он [Мухаммед] позволил своим спутникам заключить с мусульманками "брак ради удовольствия" и наслаждаться этими женщинами за горсть фиников? Мужчина может дать женщине горсть фиников, чтобы иметь право вступить с ней в сексуальные отношения".

"А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им обязательное вознаграждение. И нет на вас греха за то, о чем вы полюбовно договоритесь после уплаты обязательного", — цитирует Коран аль-Хабиб. И тут же предусмотрительно возражает тем, кто мог бы усмотреть в этой цитате нечто непристойное: "Если вы говорите, "брак ради удовольствия" является проституцией, вы обвиняете Пророка Аллаха в проституции… и легализации проституции".

Тем не менее, позиция суннитов и их более строгий взгляд на брак и его продолжительность кажутся более ярко выраженными в Коране. Например, священная книга ислама не одобряет разводы по распространенной причине "не сошлись характерами".

"Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое".(Коран, 4:19).

Для жены, муж которой ведет себя дурно и создает угрозу браку, в Коране дается следующий совет: "И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по-доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] - лучше" (4:128).

А сам пророк Мухаммед утверждал, что из всех разрешенных вещей развод — самая неприятная для Аллаха. Дозволен он лишь потому, что невозможно (по мнению ислама) достичь такого морального совершенства, чтобы все супружеские пары жили в идеальном мире и согласии, а мучить людей зазря не надо. В этом ислам расходится с христианством, где, согласно Евангелию, развод запрещен решительно, за исключением случаев прелюбодения супругов.

Ислам подходит к этому вопросу мягче. Но, тем не менее, не следует пользоваться этими уступками для того, чтобы с легкостью играть вопросами брака ради своего удовольствия. В конце концов, не стоит пользоваться как привилегией тем разрешением, которое дано по немощи и жестокосердию человеческому. По крайней мере, так считают сунниты.

Читайте также:

Временный брак "по-мусульмански": как это?

В каких случаях откажут в венчании

"Пробный" брак — от одного часа до 99 лет

Многоженство в России — плюсы и минусы

В Британии процветает брачный прозелитизм

Дарья Сивашенкова
Популярное