Общественно-политическое издание

Цена спокойствия: как Иван Калита обеспечил русским землям 40 лет без набегов Орды

01 ноября 2019 17:45

Зимой 1328 года войско хана Золотой Орды Узбека подвергло жестокому разгрому Тверское княжество. Его жители которого в августа 1327 года перебили в Твери отряд ордынца Шевкала. Но в карательном походе участвовали не только ордынцы. Вместе с ними громить Тверь шли отряды московского князя Ивана Калиты и суздальского князя Александра Васильевича.

Конечно, это участие выглядит предосудительным. Как так, русские князья помогали иноземным захватчикам разорять русские же земли. Но ни Иван Калита, ни Александр Суздальский, ни Александр Тверской (который, кстати, сбежал, бросив своих земляков) тогда не мыслили категориями единого государства.

Участие князей в походе против Твери объяснялось, во-первых, желанием уберечь свои земли от разгрома, во-вторых, избавиться от сильного соперника в борьбе за ярлык на Владимирское великое княжество. Владимирский князь формально считался правителем всех русских земель. Конечно, номинально, но все-таки преимущества это давало по сравнению с другими князьями и очень большие. Например, он мог собирать дань для выплаты Орде.

Но вот как раз сбор дани долгое время был неупорядочен. А задержки вызывали могли спровоцировать ордынских ханов на отправку в русские земли карательных отрядов.

После разгрома Твери хан Узбек разделил Владимирское княжество между Иваном Калитой и Александром Суздальским. Двоевластие продержалось три года, пока не умер суздальский князь. После этого все великое княжество Владимирское перешло под управление Калите.

Имено благодаря усилиям московского князя русские земли и получили передышку от ордынских набегов. Причем на несколько десятилетий, что особо отмечали летописцы. Московский князь сумел отладить систему регулярной выплаты дани Орде.

Правда, давалось это очень непросто. У жителей некоторых городов в буквальном смысле слова отбирали последнее. Как, например, в Ростове в конце 1328 года. Творившееся там насилие произвело большое впечатление на летописцев, которые вообще говоря отмечали только действительно нечто экстраординарное.

Выбор, впрочем, был небогат: либо так, либо очередное ордынское нашествие. В конечном итоге, в памяти потомков московский князь остался как человек, который сумел обеспечить длительный мир.

Читайте также:

Схватка за первенство: как Москва окончательно победила Тверь

Поход Тамерлана: почему завоеватель не пошел на Русь?

На грани: почему братья Ивана III восстали накануне решающей схватки с Ордой

Спор Москвы и Литвы: как князь Дмитрий одолел могущественного Ольгерда 

Редакция