Общественно-политическое издание

Первый военный корпус врачей-женщин

08 марта 2023 09:00
Первый военный корпус врачей-женщин
Первый военный корпус врачей-женщин

Чуть более 100 лет назад женщины с поразительной скоростью создавали больницы скорой помощи, когда мир охватил кризис.

Когда в августе 1914 года началась война, женщины, как и мужчины, стремились внести свой вклад, но женщины-врачи, добровольно предложившие свои услуги военному министерству, были отвергнуты. Более 1000 женщин получили квалификацию в области медицины с тех пор, как в 1865 году Элизабет Гаррет Андерсон стала первой женщиной, получившей образование в Великобритании и вошедшей в медицинский реестр. Но почти пять десятилетий спустя они все еще были ограничены лечением женщин и детей и фактически не допускались к работе в общих госпиталях. Война дала возможность доказать, что они способны на то же самое, что и их коллеги-мужчины.

Луиза Гарретт Андерсон - дочь Элизабет Гарретт Андерсон — и Флора Мюррей были первыми, кто воспользовался этим шансом. И врачи, и суфражистки, Андерсон и Мюррей не теряли времени даром. Вместо этого, всего через восемь дней после того, как Великобритания объявила войну Германии, они обратились во французский Красный Крест, который сразу же принял их помощь. Привлекая друзей и товарищей из движения суфражисток, пара собрала 2000 фунтов стерлингов на медицинское оборудование, набрала команду врачей, медсестер и санитаров и одела их в военную форму. Затем, 15 сентября, они отправились с вокзала Виктория в Париж со своим отрядом из 14 женщин и четырех мужчин-медсестер.

Другие женщины-врачи уже начали собирать средства и набирать персонал для подобных экспедиций. Шотландские женские больницы, возглавляемые хирургом Элси Инглис, были заняты организацией групп женщин для создания больниц во Франции, Сербии и, позднее, в России. Но женский госпитальный корпус Мюррея и Андерсона был первым медицинским подразделением под руководством женщин, отправившимся во Францию.

Прибыв в Париж, женщины получили в своё распоряжение роскошный отель Hôtel Claridge в качестве больницы скорой помощи. Совершенно новый, никогда не открывавшийся, отель не имел ни освещения, ни отопления, ни горячей воды; даже штукатурка на его стенах была еще сырой. Менее чем за 48 часов корпус врачей-женщин превратил столовые в палаты и установил 100 походных коек. Гардероб для дам был превращен в операционную, в то время как гриль-зал, предназначенный для богатых гостей, стал моргом. В тот же вечер на носилках привезли 50 раненых, и хирургическая бригада работала всю ночь.

Мюррей, врач и анестезиолог, и Андерсон, хирург, оказались совершенно неподготовленными. У них не было опыта военной хирургии, и они никогда не оперировали мужчин. Но тогда масштаб и сложность ранений, которые они видели, большинство из которых сопровождались гангреной, были новыми для всех хирургов. "Снарядные ранения ужасны, и мужчины приходят к нам изможденными после нескольких дней в окопах", — рассказывала Андерсон своей матери. Случаи поступают к нам очень септические, а раны ужасные". Они с готовностью приняли вызов. Представители британской армии, приехавшие посмотреть на новинку — женский госпиталь, быстро убедились в их профессионализме.
Через два месяца женский госпитальный корпус открыл второй госпиталь в небольшой гостинице недалеко от Булони, который они с такой же скоростью переоборудовали в отделение на 60 коек. На этот раз они получили официальный статус и стали первым медицинским подразделением, управляемым женщинами, санкционированным армией. В начале 1915 года Мюррей и Андерсон были вызваны в военное министерство, где сэр Альфред Кеог, глава Королевского армейского медицинского корпуса, предложил им управлять крупным военным госпиталем в центре Лондона. После закрытия своих подразделений во Франции они приступили к работе с привычным рвением.

В марте женщины получили пятиэтажный бывший работный дом на Энделл-стрит, Ковент-Гарден, заваленный обломками и сломанной мебелью. Необходимо было установить электрическое освещение, лифты и оборудование для приготовления пищи, все расчистить, вымыть и покрасить. Это был "неописуемый хаос", — писала Мюррей. Несмотря на поддержку главного врача армии, они столкнулись с враждебностью и препятствиями со стороны военного министерства. Когда они прибыли на место, чтобы осмотреть объект, их встретил полковник, который промолвил: 'Боже правый! Женщины!" После нескольких недель медленного прогресса Мюррей и Андерсон настояли на том, чтобы самим возглавить конверсионные работы. Они набрали 180 человек, включая 14 врачей, 29 обученных медсестер и более 80 санитаров — все женщины.

К началу мая в военном госпитале на Энделл-стрит было 17 палат, операционная и рентгеновский кабинет, а также театр и библиотека с 5 000 книг. Зная из своего опыта во Франции, что мужчины "больше ранены душой, чем телом", Мюррей и Андерсон позаботились о том, чтобы в палатах был домашний уют и жизнерадостность, яркие одеяла и свежие цветы. Мрачный прогулочный двор был превращен в спокойный зеленый оазис. Однако когда 12 мая, на две недели раньше, чем ожидалось, прибыли первые раненые, рабочие все еще находились на стройке, а столовые приборы пришлось спешно брать напрокат.

Больница на Энделл-стрит оставалась открытой на протяжении всей войны, обслужив 26 000 пациентов, которые прибывали колоннами, часто посреди ночи. Госпиталь, в котором работали женщины, был назван триумфом в прессе, а его пациенты называли его "лучшим" в Лондоне. Его врачи провели более 7 000 крупных операций. После окончания войны больница на Энделл-стрит оставалась открытой еще год, леча жертв пандемии гриппа. В конце 1919 года она окончательно закрылась.

Справка:

Красный крест — это гуманитарное движение, созданное в 1863 году, которое объединяет более 17 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Олег Алексеевич Логинов