Общественно-политическое издание

Попытка Великобритании встать на социалистические рельсы: национализация горнодобывающей промышленности

29 марта 2023 07:59
Национальный угольный совет
Национальный угольный совет

ВОдним из наиболее значительных законодательных достижений послевоенного лейбористского правительства Великобритании стала национализация угольных шахт. 1 января 1947 года этот процесс официально начал реализовываться на государственном уровне, наряду с созданием Национальной службы здравоохранения. Этот шаг считался крупной реформой и важной вехой в истории страны.

Угольщики и шахты, в которых они работали, располагались в промышленных центрах Южного Уэльса, Шотландии, Восточного Мидленда и Ланкашира. Трагические события, такие как катастрофа на шахте Сенгенидд в 1913 году в Южном Уэльсе, подчеркнули опасный характер их работы. Эти обстоятельства вызвали чувство солидарности у шахтеров и их семей и привлекли к ним внимание общественности.

В прошлом возникали конфликты с владельцами частных шахт, особенно в моменты напряженности, когда владельцы пытались увеличить продолжительность рабочего дня и сократить заработную плату. Этот конфликт перерос во всеобщую забастовку 1926 года. Поэтому неудивительно, что лейбористское правительство выделило угольные шахты в государственную собственность в рамках послевоенной волны национализации. Среди других отраслей, которые были национализированы, были Банк Англии, железные дороги, электроэнергия и газ.

Программа национализации была обусловлена идеологической идеей Лейбористской партии, известной как "Пункт четыре" ее конституции 1918 года. Этот пункт обязывал будущие лейбористские правительства обеспечить трудящимся все плоды их промышленности и наиболее справедливое их распределение. Эта политика была подтверждена на конференции Лейбористской партии в 1944 году и была направлена на достижение общей собственности на средства производства, распределения и обмена.

В военное время чрезвычайный контроль и регулирование правительством основных коммунальных служб и услуг привели к тому, что общественное мнение приняло и даже приветствовало национализацию частных активов. Таким образом, общественность была открыта для идеи национализации.

Вновь созданный Национальный угольный совет, который в январе 1947 года взял под контроль британские шахты и горняков, был структурирован таким образом, что в конечном итоге он был ответственен перед одним из министров правительства.

Историки подчеркивают, что программа национализации осуществлялась по частям, несмотря на ее идеологическое обоснование. Этот процесс рассматривался как своего рода волшебная палочка, как недавно выразились историки Малкольм Пирс и Джеффри Стюарт. По иронии судьбы, эта реализация "на ходу" повторилась в масштабном процессе тэтчеровской приватизации, которая отменила национализацию сорок с лишним лет спустя.

Владельцы шахт получили компенсацию за национализацию, хотя многие представители левого крыла Лейбористской партии считали ее слишком щедрой. Угольная промышленность по-прежнему занимала важное место в повестке дня британской внутренней политики, о чем свидетельствует забастовка шахтеров 1974 года, которая косвенно сместила консервативную администрацию Эдварда Хита. Конфликт 1984-85 годов между шахтерами под руководством их лидера Артура Скаргилла и миссис Тэтчер закончился расколом профсоюза и катастрофическим поражением группы, которая когда-то была в авангарде промышленной силы в Великобритании.

Олег Алексеевич Логинов