Общественно-политическое издание

Религиозный раскол Германии: как Аугсбургский мир предотвратил гражданскую войну

12 мая 2023 16:39
Аугсбургский Рейхстаг в 1530 году
Аугсбургский Рейхстаг в 1530 году

Имперский сейм, собравшийся в городе Аугсбург в Баварии в феврале, стал поворотным моментом в истории Реформации и Германии. Священная Римская империя переживала серьезные потрясения из-за взаимной вражды, нетерпимости и непонимания между римскими католиками и лютеранами. Ситуация осложнялась политическими маневрами между немецкими князьями, между ними и императором, а также участием французов.

Император Карл V был преданным католиком, а термин "протестантизм" появился в 1529 году, когда лютеранские князья Германии выступили против его попытки подчинить их власти папы. Правители Саксонии, Вюртемберга, Гессена, Бранденбурга и Пруссии были протестантами, а две трети немецких городов приняли Реформацию в той или иной форме. В 1552 году Морис Саксонский при поддержке французов возглавил вооруженное нападение на императора, а мирные переговоры в Пассау летом того же года привели к призывам католиков и протестантов к разумному урегулированию.

Хотя император не мог открыто принять религиозное разделение Европы, он предоставил своему брату Фердинанду (будущему императору Фердинанду I) полномочия решить этот вопрос, поскольку сам оставался в стороне от Аугсбургского мира. Аугсбургский мир был провозглашен 25 сентября, и в нем говорилось, что до тех пор, пока католическо-лютеранский раскол не будет исправлен, государства-члены империи не должны вести друг против друга войн на религиозной почве. В то же время, религия каждого государства должна была определяться его князем, согласно латинской фразе "Cuius regio, eius religio". Если подданные князя не соглашались с его решением, они могли свободно продавать свое имущество и мигрировать в другое место. Любая форма протестантизма, кроме лютеранства, была запрещена, а кальвинисты, анабаптисты и меннониты были исключены.

Хотя существовало множество осложнений, исключений и лазеек, и никто не был полностью удовлетворен особенностями соглашения, стремление к урегулированию было настолько сильным, что Аугсбургский мир сохранил империю от гражданской войны на пятьдесят лет. Карл V неохотно принял соглашение и отрекся от престола в следующем году. Мир признал католико-лютеранский раскол как факт жизни, и политический распад Германии невозможно было скрыть.

Олег Алексеевич Логинов