Общественно-политическое издание

Покровитель в Советской власти: кем был бутлегер Тенгиз Алабидзе

26 августа 2023 07:42
Производство алкоголя
Производство алкоголя

Следователи раскрыли интересную историю Тенгиза Алабидзе, бутлегера 1950-х годов, который в бытность свою руководителем местного винзавода в Куйбышеве сумел сколотить целое состояние на контрафактной алкогольной продукции. Значительная часть его доходов поступала к московскому покровителю — заместителю начальника Главного управления винодельческой промышленности СССР Николаю Мирзоянцу.

Восхождение Николая Мирзоянца

В начале 1950-х годов Николай Мирзоянц получил огромную власть, что позволило ему назначать своих людей руководителями различных винодельческих предприятий по всему СССР.

Грузинская связь

Наиболее финансово обеспеченными среди назначенцев часто оказывались выходцы из Грузии. Агентство "КГБ-Информ", возглавляемое ветеранами ФСБ, сообщало, что один из таких "денежных мешков", Тенгиз Алабидзе, не только руководил тбилисским банно-прачечным комбинатом, но и содержал публичный дом под видом общественной бани. Чтобы получить должность директора вновь построенного Куйбышевского винзавода, Алабидзе якобы заплатил Мирзоянцу 170 тыс. рублей.

Продуманная схема Алабидзе

Алабидзе и его помощники разработали сложную схему на Куйбышевском винзаводе "Самтрест". Из Грузии поступали бочки с виноматериалом, в котором концентрация сахара и спирта превышала допустимые нормы. Соответственно, спиртные напитки были значительно разбавлены, в результате чего было произведено на 50% больше бутылок, чем планировалось. Для стимулирования возврата пустой тары была предложена премия в размере пяти копеек за бутылку, что превысило расценки других пунктов приема. Люди со всего Куйбышева выстраивались в очередь, чтобы сдать стеклотару.

Дистрибуция и прибыль

Сеть Алабидзе распространялась и на сбыт готовой продукции. В ресторанах, столовых и магазинах, куда поступали спиртные напитки, работал "ухоженный" персонал, заинтересованный в выручке винзавода. В ходе расследования было установлено, что ежегодно выпускалось около 35 тыс. бутылок неучтенной алкогольной продукции, причем каждая бутылка была недолита. Этикетки для этих бутылок печатались на похищенном печатном станке. Такие махинации приносили ежемесячную прибыль в десятки тысяч рублей.

Распутывая паутину

В начале 1950 года сотруднику МУРа Федору Невзорову было поручено наблюдать за подозрительными гостями в Москве, прибывшими из разных регионов СССР. Эти люди вели себя весьма своеобразно: обильно тратились в ресторанах и подолгу жили в гостиницах. Информаторы из Управления по защите государственной тайны в сфере связи сообщили, что эти гости связаны с винодельческой отраслью.

Связь с Мирзоянцем

Невзоров быстро установил связь между этими людьми и Мирзоянцем, что позволило ему распутать сеть махинаций с виноматериалами, выходящую за пределы Куйбышева и охватывающую Грузию, Молдавию и Узбекистан. Работник Куйбышевского завода рассказал, что грузинский виноматериал горел как чистый спирт, когда он случайно уронил зажженную спичку в стакан. Проверка подтвердила чрезмерно высокую концентрацию спирта и сахара в таре.

Крах преступного сообщества

Организованная преступная группа, в которую входил Тенгиз Алабидзе, состояла из 16 человек, все они были задержаны. Расследование в отношении директора винзавода началось после его пьяной драки с посетителями одного из московских ресторанов, последовавшей за очередным визитом с целью передачи денежных средств Мирзоянцу. Грузинский подельник и поставщик виноматериалов Алабидзе скрылся с деньгами до приезда Невзорова. Инвентаризация в колхозе выявила значительную недостачу концентрата.

Судьба преступников

О дальнейшей судьбе Тенгиза Алабидзе и его подельников известно немного, поскольку не сохранилось сведений о вынесенных им приговорах. А вот Николай Мирзоянц, некогда влиятельный покровитель бутлегеров, был приговорен к десяти годам лишения свободы после того, как при обыске в его квартире был обнаружен один миллион рублей.

Олег Алексеевич Логинов