Общественно-политическое издание

Нужно ли защищать права неверующих?

07 июня 2013 17:33

В ближайшие дни Государственная Дума одобрит в окончательном, третьем чтении закон, предусматривающий, уголовное наказание за оскорбление чувств верующих". В том, что этот закон, в свое врем взорвавший общественное мнение, будет принят, сомневаться не приходится. Ввиду появления этого закона, явно нарушающего конституционный принцип светскости государства, эксперты заговорили о необходимости внесения в Госдуму закона, защищающего чувства неверующих.

В интервью "Русскому Дню" о перспективах подобного законопроекта рассказала автор законопроекта о защите чувств неверующих депутат петербургского парламента Ирина Комолова.
— Как вы считаете, нужно ли защищать чувства неверующих — если да, то почему?
— Во первых, я считаю, что нужно защищать не чувства, а защищать людей от оскорблений и от дискриминации в связи с их убеждениями, потому что чувства верующих сложная штука, а чувства неверующих это вообще нонсенс. То ест, слово чувства я бы здесь убрала вообще. Это не юридическая норма, и я не представляю, как судьи и юристы будут выискивать и доказывать существование этих чувств или их отсутствие.
— Правда ли, что вы являетесь автором подобной законодательной инициативы, насколько она серьезна?
— Я являюсь автором двух законопроектов, один из них — это как бы "алаверды" — закон, который уравнивает права верующих, неверующих и атеистов. Атеисты и неверующие это немного разные категории. Уравнивает в правах относительно всего закона, относительно Конституции.
Второй закон касается уравнивания в правах религиозных и иных общественных и не общественных организаций уже в экономической области. Я предлагаю снять налоговые льготы с бизнеса, которые сейчас существуют.
— Какие бы "неудобные" вопросы вы бы задали авторам закона о защите чувств верующих?
— Я не понимаю, как будет выполняться этот закон, потому что, что такое оскорбление чувства верующих я не очень понимаю и никто не понимает, никто не может мне объяснить, что это за такие чувства и каким образом они могут быть оскорблены. Для начала в любом судебном процессе человек должен доказать в какой-то степени он является пострадавшим. То есть, его оскорбили открыто и есть свидетели этого. Например кто-то назвал его каким-то нехорошим словом — понятно, что это есть оскорбление личности. Если его ударили, есть следы и свидетели.
А вот что такое оскорбление религиозных чувств? Допустим, я скажу, что считаю, что вашего бога нет и все это ерунда. Является ли это оскорблением его чувств? Да, он может сказать, что это является оскорблением моих чувств. Каким образом? Каких чувств? Во-первых, каких религий? Вроде бы, как я понимаю, что речь идет о наших основных религиях, но в таком случае можно сказать: а что же вы о других религиях не подумали — какие-нибудь зороастрийские или прочие, которые у нас не считаются религиями государственного значения, они же тоже имеют свои чувства? А чувства сектантов мы тоже будет уважать? У них тоже есть свои чувства в связи с верой. Их всех объединяет одно — они все верят в существование некой сверхъестественной силы.
Я в принципе, не верю в реальную реализацию этого закона, направленного именно на помощь верующим. А вот то, что из этого закона сделают дубье, которым будут лупить направо и налево всех кого захотят — это пожалуйста.
У нас к сожалению, очень много выходит таких законов, которые, казалось бы, направлены на доброе дело, а по факту реализуются совсем иначе. Поэтому основной вопрос: каким образом они будут реализовать этот закон? И каким образом они будут выявлять среди людей верующих и неверующих, только по моему заявлению, что я являюсь верующим? Каким образом проявляется категория верующих? На мне надет крестик, например, или я читаю какие-то молитвы, или я являюсь членом какой-то церковной общины и должна представить документ о том, что я являюсь членом этой общины?
Так можно до любого бреда дойти. Или просто я скажу- я верующая и все! А на самом деле не верю нисколько.
Это пустой глупый закон, который вызывает в обществе только лишнее нагнетание напряженности и деление людей по принципу хороших — плохих, наших — не наших и т. д.
Сейчас постоянно ведется речь о поиске какой-то новой национальной объединительной идеи, у нас законотворчество направлено на создание и закрепление именно разъединительных идей.
Редакция