Общественно-политическое издание

Новгородский погром: за что Иван Грозный "наказал" горожан

09 января 2020 12:25

В начале января 1570 года войска царя Ивана IV окружили Великий Новгород. Горожане если и не знали, какая участь их ждет, то вполне могли догадываться. Поход 15-тысячного опричного войска сопровождался грабежами и насилием. Пострадали Тверь, Торжок, ряд других крупных городов на пути из Москвы в Новгород.

В Твери, в Отрочем монастыре, ближайший подручный царя Малюта Скуратов лично убил митрополита Филиппа. По сути, никакой силы, чтобы предотвратить погром Новгорода, не было.

На мосту через Волхов к Ивану Грозному вышла делегация новгородцев во главе с архиепископом Пименом. Однако слушать священнослужителя царь не стал. Не помогло и то, что Пимен в свое время поддерживал Ивана IV в его противостоянии с митрополитом Филиппом. Архиепископа после унизительных издевательств лишили сана и отправили в монастырь под Тулой.

После расправы над Пименом, опричники по приказу царя бросились громить дома новгородских бояр и дьяков. Первые несколько дней расправлялись исключительно со знатными людьми и их семьями, жителей посада не трогали. Но затем опричники бросились громить и посад. Счет жертв пошел на тысячи, не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

Подобная жестокость кажется необъяснимой. И ее действительно практически невозможно объяснить. Сам царь настаивал на том, что он "наказал" изменников. За несколько месяцев до погрома Иван IV получил донос от некоего волынца Петра, которого за некий проступок наказал Пимен.

Из доноса следовало, что новгородские бояре собираются посадить на московский престол князя Владимира Андреевича Старицкого (к тому времени уже казненного по приказу царя), а также передать город польскому королю Сигизмунду II Августу.

Такое противоречие в доносе Ивана Грозного и его окружение совершенно не смутило. Нужен был повод — повод появился…

Поскольку царь был образованным человеком, он знал, что за сотню лет до того часть новгородской верхушки действительно рассматривала возможность перед город под власть иноземных правителей — тогда скорее Литвы, нежели Польши. Но к 1570 году в Новгороде едва ли были сильны подобные настроения.

Тем не менее, город был подвергнут ужасному погрому (который продолжался до середины февраля), последствия которого усугубили город и эпидемия чумы. Царь же с опричниками отправился к Пскову, намереваясь повторить "урок". Город спас юродивый Никола Салос, который предсказал царю беду, если он не оставит Псков в покое. После этого предсказания пал лучший царский конь и Иван Грозный поспешно уехал из Пскова.

Читайте также:

Григорий Котошихин: "генерал Калугин" XVII века

Как штурм Казани едва не стал катастрофой для армии Ивана Грозного

Василий Шуйский: царь, отказавшийся поклониться польскому королю

"Не доглядели": как крымский хан едва не уничтожил Русское государство

Тамара Копнянская