Общественно-политическое издание

Порядка только нет: как разбойник Ванька-Каин стал хозяином Москвы

04 февраля 2020 16:40

Царствование дочери Петра Великого Елизаветы Петровны было весьма противоречивым. С одной стороны, проводились толковые экономические реформы. С другой, система управления государством находилась в упадке. Граф Алексей Константинович Толстой впоследствии дал весьма точную характеристику того времени: "Весёлая царица была Елисавет, поёт и веселится, порядка только нет".

Проблемы в сфере управления

Порядка действительно не хватало. Российская империя столкнулась с совершенно очевидной нехваткой кадров в сфере управления. Причина тому была простой — несмотря на все реформы, направленные на увеличение доходов государства, в казне постоянно был дефицит средств.

Не была должным образом организована и охрана правопорядка. По сути, полиция имелась только в столице империи Санкт-Петербурге и в Москве. Но ее качество, скажем так, оставляло желать лучшего.

И если в Петербурге полицейское начальство еще можно было как-то контролировать, то в Москве к весне 1748 году ситуация сложилась просто катастрофическая. Город фактически оказался под контролем банды Ваньки-Каина. Который попросту подкупил чуть ли не всю столичную полицию.

Как разбойник стал фактическим хозяином Москвы

В московской полиции у разбойника все было, что называется, схвачено. Еще в 1741 году он предложил свои услуги в качестве осведомителя, заявив, что знает в Москве всех воров и разбойников. В реальности он время от времени сдавал полиции мелких преступников. А с их предводителей брал деньги за покровительство. Каин открыл в Москве игорный дом, его банда промышляла вымогательствами и грабежами — а полиция старательно закрывала глаза на происходящее.

В конце концов безнаказанность банды Ваньки-Каина повергла город в полный хаос. Весной 1748 года в Москве начались поджоги, сопровождавшиеся разбоем и грабежами. Они приняли такой размах, что многие горожане попросту бежали из Москвы, предпочитая жить в чистом поле.

Власть начинает действовать

Размах бедствия поразил петербургское начальство. В Москву были направлены войска. Власти организовали в Москве специальную следственную комиссию. За три месяца удалось справиться с поджогами. Поджигателей — или просто подозрительных личностей — попадали в следственную комиссию, а не в сыскной приказ к московским полицейским.

Очень скоро генерал-полициймейстер Алексей Данилович Татищев понял, какую масштабную деятельность развернул в Москве Ванька-Каин. Понял он и то, что московская полиция ему в расследовании не помощник.

По его ходатайству была создана особая комиссия, которая занималась исключительно делом Ваньки-Каина. Личный состав московского сыскного приказа был полностью сменен.

Следствие велось в комиссии четыре года, а затем еще два — в сыскном приказе. В июле 1755 года предводителя разбойников приговорили к смертной казни. Но затем заменили ее на каторгу в Сибири.

На иллюстрации: предполагаемый портрет Ваньки-Каина, несколько лет державшего в страхе всю Москву

Читайте также:

Почему Елизавета Петровна была благодарна Бирону

Милость императрицы: как Елизавета Петровна запретила в России смертную казнь

Маркиз де Шетарди: кем на самом деле был персонаж фильма "Гардемарины, вперед!"

Выбор императрицы: почему Елизавета пригласила в Россию "принцессу Фике"

Тамара Копнянская