Общественно-политическое издание

Один против четырех: последний бой "Стерегущего"

10 марта 2020 15:00

Про подвиг экипажа эскадренного миноносца "Стерегущий" вспоминают значительно реже, чем о бое крейсера "Варяг" с японской эскадрой. А между тем, "Стерегущий" вступил в неравный бой с четырьмя японскими эсминцами. К которым вскоре подошли еще два крейсера. И все — против одного русского корабля.

Русские эсминцы сталкиваются с превосходящими силами противника

"Стерегущий" входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры российского флота, которая базировалась в Порт-Артуре. В начале марта 1904 года "Стерегущий" и еще один эсминец — "Решительный" — отправились на разведку.

Уже при возвращении в Порт-Артур два русских корабля столкнулись с четырьмя японскими миноносцами. Силы очевидно были неравны, поэтому командиры "Стерегущего" и "Решительного" приняли решение уходить в Порт-Артур, не принимая боя.

Последний бой "Стерегущего"

Однако выполнить этот план удалось частично. "Решительный" сумел оторваться от противника. А вот "Стерегущий" был окружен японскими эсминцами. И вступил с ними в бой.

К японским эсминцам вскоре подошли еще два крейсера — "Токива" и "Титосэ". Разумеется, шансов на победу в этом бою у русского эсминца не было никаких, слишком велико было превосходство врага. Но еще оставался шанс прорваться в Порт-Артур.

Исход боя решило попадание японского снаряда в бункер, в котором на "Стерегущем" хранили уголь. Взрыв повредил два паровых котла и эсминец начал терять ход. Спустя несколько минут "Стерегущий" остановился.

Из 52 членов экипажа в живых осталось четверо, их подобрали экипажи японских миноносцев. Все четыре японских эсминца были повреждены огнем со "Стерегущего", два из них — значительно.

Подкрепление подошло слишком поздно. Это были крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры "Баян" и "Новик", командовал которыми сам адмирал Степан Осипович Макаров. Однако японцы не приняли боя и ушли.

Позднее четверо моряков со "Стерегущего" вернулись в Россию. Они были награждены военными орденами четвертой степени — Георгиевскими крестами. Это были матросы Ф. Юрьев, И. Хиринский, А. Осинин и В. Новиков.

Японцы же в знак восхищения подвигом офицеров и матросов "Стерегущего" позднее установили памятный знак с надписью "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Читайте также:

Как был сорван японский план по уничтожению русской эскадры в Порт-Артуре

Почему японские генералы не хотели осаждать Порт-Артур, а русские - не предотвратили осаду

Михаил Арсаков