Общественно-политическое издание

Секреты КГБ: какие негласные правила существовали на Лубянке

25 апреля 2023 17:07
Здание КГБ на Лубянке
Здание КГБ на Лубянке

В КГБ существовало множество неписаных правил, которым должны были следовать сотрудники. Те, кто отказывался играть по правилам, не задерживались в ведомстве надолго.

Официально работать в КГБ мог любой советский гражданин с чистой биографией и соответствующими документами. Руководство страны стремилось нанимать как можно больше людей из рабочего класса.

Однако просто быть принятым в ведомство было недостаточно. При распределении престижных должностей учитывались не личные качества или социальное происхождение, а исключительно связи. Следуя тому же неписаному правилу, сотрудники из нижних чинов назначались в Седьмое управление — внешнее наблюдение со значительными физическими нагрузками.

КГБ было запрещено прослушивать телефоны сотрудников партийного аппарата. Тем не менее, прослушка все равно велась — просто прослушивали тех, кто разговаривал с партийными чиновниками. Существовал специальный отдел с сотрудниками, которые умели распознавать голос.

Лучшие оперативники спецподразделений КГБ были способны практически на все. Как сообщает издание "Русская семерка", они могли проникать на территорию посольств и делать копии документов, хранившихся в сейфах, не оставляя следов своего присутствия. Однако КГБ регулярно проводил проверки, чтобы убедиться, что секретные документы в министерствах, ведомствах и закрытых КБ хранятся надлежащим образом. Во время этих проверок все делалось формально и утомительно. Проверялось соблюдение всех правил, предписанных нормативными документами, состояние сейфов и контрольно-пропускных пунктов. Это было похоже на то, как сегодня контролируется пожарная безопасность.

В Советском Союзе жажда знаний поощрялась лишь формально. Однако для агентов КГБ не существовало никаких ограничений, и быть хорошо информированным высоко ценилось в этой среде. "Чекисты" могли читать любую запрещенную литературу, и делали это тщательно. Чтобы запомнить как можно больше информации за короткий срок, будущие агенты осваивали комплекс мнемонических приемов.

Собиралась не только компрометирующая информация об интересующих лицах — пригодилась любая информация: от личных симпатий и антипатий до кличек домашних животных.

Поэтому официальная пропаганда не была предназначена для КГБ. Сотрудники знали о положении дел в стране, возможно, даже лучше, чем правительство. Однако, по неписаному правилу, они не разглашали свои знания общественности и не стремились делиться ими с коллегами. Те, кто был активно недоволен, долго в Комитете не задерживались.

Ни спецназ, ни КГБ не любили переговоры с террористами. Известны случаи, когда советских специалистов брали в заложники на Ближнем Востоке. Заложники были освобождены в кратчайшие сроки после того, как агенты спецслужб безжалостно и демонстративно уничтожили одного из родственников террористов.

В целом, набор правил и принципов частично менялся в зависимости от специфики управления и работы каждого сотрудника.

Олег Алексеевич Логинов