Общественно-политическое издание

Весь Париж был в шоке: как "Рабочий и колхозница" покорили сердца французов

01 мая 2023 07:51

В мае 1937 года в Париже должна была открыться Всемирная выставка. Впервые в мероприятии такого масштаба пригласили принять участие Советский Союз. Власти молодой страны отнеслись к приглашению серьезно — они не могли позволить себе потерять лицо.

Архитектор Иофан за два года до открытия выставки разработал проект павильона СССР — высокую и длинную галерею размером 34 на 165 метров. Ее образ должна была дополнить скульптура рабочего и колхозницы, символизирующих новых "хозяев" страны. Задача создать монументальную композицию за сравнительно короткий срок была возложена на скульптора Веру Мухину.

Поиск моделей для памятника занял много времени. Как автор проекта, Мухина оказалась очень капризным и привередливым творцом. В конце концов, было решено, что прототипом для мужской фигуры станет тело танцора Игоря Басенко и лицо спортсмена Сергея Каснера. Моделью для девушки стала телефонистка Анна Богоявленская - типичная советская "комсомолка", спортсменка и просто красавица.

Как сообщает издание "Русский день", окончательно определившись с главными ролями, Мухина создала миниатюрную модель будущей скульптурной группы. Вскоре после этого началось строительство оригинала. Чтобы понять грандиозность поставленной задачи, достаточно представить себе основные параметры "Рабочего и колхозницы": высота - более 24 метров, вес - более 63 тонн. Детали статуи должны были быть изготовлены и собраны в кратчайшие сроки, затем разобраны, погружены на поезда и доставлены в Париж. В столице Франции конструкция должна была быть собрана снова, на этот раз на крыше павильона СССР. Чтобы уложиться в жесткий график, рабочим приходилось трудиться посменно, круглосуточно, без перерывов и выходных.

Их усилия были не напрасны. Эффект, произведенный скульптурой Веры Игнатьевны, был захватывающим. Впечатленные масштабами советского павильона, немцы в последний момент решили увеличить высоту своего сооружения, добавив на вершине фигуру орла. Однако эта идея не произвела впечатления. По сравнению с "Рабочим и колхозницей" усилия немцев выглядели жалкими и неоригинальными, а орел казался крошечным на фоне возвышающегося здания.

Скульптура была хорошо принята французами. Организаторы выставки объявили "Рабочего и колхозницу" величайшим произведением искусства 20 века и попросили выкупить памятник у Иосифа Сталина. Однако советский лидер отказался, заявив, что "гиганты" должны вернуться на Родину.

Олег Алексеевич Логинов