Царевна Софья Алексеевна несколько лет — с 1682 по 1689 годы — была регентом при братьях-царях Иван и Петре. По сути же, именно она была правительницей государства. Однако после женитьбы Петра в 1689 году ситуация начала меняться.
Царю в то время было 17 лет. И он сам, и его окружение все чаще задумывались над тем, чтобы вернуть всю полноту власти в свои руки. Так что столкновение с Софьей было неизбежным.
До поры до времени царевне удавалось отбивать попытки Петра и его матери, царицы Натальи Кирилловны, забрать бразды правления. Стрелецкие начальники и руководители приказов оставалась верны Софьи — опять же, до поры до времени.
В начале августа 1689 года несколько стрельцов сообщили Петру о якобы готовящемся на него покушении, инициатором которого была Софья. Так ли это было на самом деле? Во всяком случае, царь в это поверил и бежал в Троице-Сергиев монастырь. А на следующий день туда отправилась его мать, жена Евдокия Лопухина и так называемые потешные полки. Которые к тому времени отнюдь не были потешными и представляли собой внушительную военную силу.
Формально военных сил в распоряжении Софьи Алексеевны было больше. Однако же кровопролития царевна явно не желала. Она попросила патриарха Иоакима поехать к Петру и уговорить его начать переговоры. Патриарх поехал в Троице-Сергиев монастырь, но в Москву не вернулся. Более того, он открыто поддержал Петра Алексеевича как законного самодержца.
Несколько дней между сторонами велось негласное единоборство. Петр потребовал от стрелецких начальников явиться к нему, Софья требовала, чтобы они оставались в Москве. И в том, и в другом случае ослушникам грозила смертная казнь.
Но все же некоторые из стрельцов и в самом деле отправились в Троице-Сергиев монастырь. И Софья понимала, что постепенно теряет поддержку. Все же права Петра как законного монарха трудно было поставить под сомнение.
Софья решила самолично переговорить с братом. Но по дороге она была остановлена людьми Петра. Царевне было объявлено, что говорить он с ней не желает. И Софья Алексеевна ни с чем вернулась в Москву. Что стало поводом к резкому увеличению числа переходивших на сторону Петра.
Молодой царь на время оставил общение с иностранцами, которое порицалось в тогдашнем русском обществе. Петр Алексеевич вел жизнь образцового самодержца. И приветливо встречал всех, кто переходил на его сторону.
В начале сентября для Софьи Алексеевны все было кончено. Не осталось практически никого, кто мог бы ее защитить. А потому, когда Петр потребовал от нее удалиться в монастырь, она была вынуждена подчиниться.
Читайте также:
Почему в России не прижились "цифирные школы" Петра I
Иван V: царь, который не правил